Небо над Крымом принадлежит России. Точка
Вячеслав КНЯЗЕВ
Вскоре после катастрофы малазийского «Боинга» международные авиакомпании прекратили полеты над территорией юго-востока Украины, выбирая теперь более длинные маршруты, что соответственно увеличило их расходы.
Киевские власти, как могут, стараются политизировать ситуацию вокруг крушения самолета, приводя в СМИ бездоказательные версии. Даже после расшифровки самописцев и выводов голландских экспертов не было получено полных доказательств причин катастрофы.
Точку в этом политическом споре поставил министр обороны РФ Сергей Шойгу, констатировав, что, раз катастрофа произошла в зоне ответственности Украины, то она и несет за нее ответственность.
Но для Украины последствия катастрофы, помимо политических осложнений, принесли еще и ощутимые экономические потери.
Вот об этом поговорим подробно. Итак, управлением и обеспечением безопасности воздушного движения над Украиной занимается государственное предприятие «Украэрорух». Эта организация контролирует все действия, связанные с использованием воздушного пространства и авиационного транспорта, начиная от разрешительных документов до радиолокационного регулирования воздушным движением.
То, что это ведомство сверху донизу пронизано коррупцией, не понаслышке знают многие руководители авиационных предприятий. Практически все разрешительные вопросы чиновники решают только по установленному ими тарифу. А суммы эти немалые.
Благодаря коммерческой деятельности чиновников на Украине до сих пор не развивается малая авиация и инфраструктура, а также идет давление на конкурентов, предлагающих более выгодные условия пассажирам. Надеюсь, еще многие помнят, почему западные «лоукосты» не могли зайти на украинский рынок пассажирских авиаперевозок? Ответ прост: слишком дорого надо платить за этот заход.
То, что «Авиарух» является очень доходным местом, говорит даже недавний факт рейдерского захвата предприятия, когда с помощью вооруженных бойцов батальона «Киев-1» была попытка смещения руководства.
Если вспомнить, что еще недавно над Украиной проходили сотни международных авиационных маршрутов, за радиолокационное сопровождение которых «Украэроруху» платили сотни миллионов долларов, то становится понятным, какой ущерб понесли бюджет страны и чиновники в результате запрета полетов в небе Украины.
Если сейчас посмотреть он-лайн движение самолетов, то сразу будет видно, как огромное количество рейсов облетает территорию Украины, а ее юго-восточная часть выглядит на общем фоне «черной дырой».
А еще после крымского референдума «Укравиарух» утратил вместе с диспетчерским центром «Симферополь» и контроль над воздушным движением Крыма и прилегающей морской зоной.
Несмотря на то, что по международному договору ИКАО (Международная организация Гражданской авиации) управление воздушным пространством де-юре остается за Украиной, на деле эти функции полностью взяла на себя российская сторона. Диспетчерский центр «Симферополь» сейчас обслуживает в сутки почти сотню внутренних рейсов, несмотря на запрет ИКАО международных полетов над крымским полуостровом.
Смириться с потерей доходов контроля над небом чиновники «Авиаруха» не желают, поэтому обращаются в ИКАО с требованиями оставить за ними право регулирования воздушного движения в морской зоне крымского полуострова, где проходил наиболее интенсивный трафик воздушных судов. Для этого им требуется отмена запрета ИКАО на полеты в прибрежных зонах Крыма.
Но даже чисто технически ближайшие диспетчерские центры «Одесса» и «Днепропетровск» не смогут обеспечить безопасность полетов над открытым морем.
Этой работой занимались крымские диспетчера, но с момента вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации Украина утратила право контроля над крымским небом.
По положениям ИКАО раздел зон ответственности воздушного движения достигается путем подписания двухстороннего соглашения между странами, но на сегодняшний день говорить о скором достижении договоренности между Россией и Украиной пока не приходится.
А тем временем украинская сторона продолжает нести убытки от закрытого воздушного пространства, наивно продолжая считать Крым своей провинцией.
Подобные конфликты не редкость в мировой практике. На деле они приносят больше экономических потерь авиакомпаниям и пассажирам, вынужденным переплачивать за увеличение маршрута, чем странам, на которые были наложены санкции.
Впрочем, бизнес и политическое взаимопонимание всегда находят пути выхода из подобных ситуаций, чему стал пример открытия прямых международных рейсов Симферополь-Стамбул.
В свою очередь представители российских авиакомпаний преступили к переговорам с участниками ИКАО о передаче воздушного пространства над Крымом под юрисдикцию Российской Федерации.
Потому что небо над Крымом навсегда принадлежит России.
И в этом не сомневается полномочный представитель президента Российской Федерации в Крыму Олег Белавенцев. «Крымское Эхо» напрямую задало вопрос: чьим будет небо над полуостровом? «Конечно, российским! — горячо отозвался полпред. — Мы его уже отстояли! Да, мы пока под режимом санкций. Но знаете, что на самом деле происходит? На мой взгляд. Даже хорошо, что нас взбодрили… А небо отстаивать перед международными организациями обязательно будем — их жизнь заставит признать небо над Крымом российским. Это только вопрос времени…»
|