Тимур Савченко,
оренбургский казак,
член редколлегии "РКК"
Три горсти крымской земли
Крым встречал нас обильным снегопадом и порывистым ветром. В темноте смутно виднелись огни Керчи, которые приближались с каждой минутой, а громада парома «Олимпиада», идущего к Порту Кавказ, ощутимо вздрагивала всем корпусом на волнах. Это был последний рейс «Олимпиады» и ее «брата-близнеца» «Ионаса» между двумя берегами пролива в тот памятный понедельник 16 февраля. Переправа закрывалась из-за сильного ветра. Мы проскочили в последний момент, правда, не знали – радоваться этому факту, или нет. О том, как будем выбираться обратно, старался не думать…
Сквозь метель из Ейска на «Ейск».
Признаюсь честно, к всевозможным казенно-парадным мероприятиям с возложениями цветов и бодрыми, пафосными речами, я отношусь прохладно. Как-то раздражают они на фоне угрюмой кризисной действительности. Но получив приглашение посетить Севастополь в составе делегации нашего района и города, согласился ехать, почти не раздумывая. Ведь предстояло побывать не просто в овеянном легендами городе-герое, но и подняться на борт настоящего боевого корабля. Искушение было слишком велико, да и цель поездки – доставка морякам-черноморцам подарков ко Дню защитника Отечества – казалась важной и благородной.
Наверняка, большинство ейчан знает, что в составе Черноморского флота несет боевую вахту малый противолодочный корабль «Ейск». На этом судне в разное время отслужило немало наших земляков, а сам корабль является «подшефным» Ейского района и города Ейска. Уже много лет существует традиция скрашивать будни матросов и офицеров вручением почетных грамот и гостинцев. В такую поездку мы отправились и на этот раз.
Мы – это заместитель начальника отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, казачеством, делам военнослужащих и воспитанию молодежи администрации района, капитан первого ранга в отставке, Алексей Буглак, заместитель мэра Ейска по вопросам ЖКХ Андрей Десятченко, водитель Леонид Кукса, который продемонстрировал не только замечательные навыки вождения, но и развлекал нас всю дорогу веселыми историями, и ваш покорный слуга.
Дорога до Севастополя запомнится мне надолго. Такой метели и пронизывающего ветра, что накрыли Крымский полуостров, у нас в Ейске не бывало с прошлого января! Все тонуло во мраке, лишь изредка появлялись россыпи огней и дорожные указатели – Феодосия, Старый Крым... Сразу пришли на память «Алые паруса» Александра Грина – писатель жил и творил в этих местах, подарив нам сказочный город Зурбаган(он «срисовал» его с Феодосии).
Далее проезжаем насквозь ночной Симферополь, освещенный фонарями – главный город полуострова напомнил по внешнему виду Краснодар, бывшую столицу Крымского ханства Бахчисарай, воспетый Александром Сергеевичем Пушкином. Ныне же это маленький захолустный городок, окруженный садами и виноградниками. В пункт назначения, где нас с нетерпением ожидали черноморцы, мы прибыли глубокой ночью. Севастополь уже спал, и пришлось немного поплутать по серпантинам дорог, в поисках судна. Тем приятнее было оказаться, наконец, в теплой и светлой кают-компании судна, выпить горячего чаю с бутербродами, а затем уснуть в офицерских каютах – нам гостеприимно уступили лучшие на корабле спальные места.
Гордость русских моряков.
Утро следующего дня выдалось по-кронштадски холодным, но ясным. Первым же делом выбрался на палубу «Ейска» и осмотрелся по сторонам, вдыхая чистый соленый воздух. Раскинувшийся на горах, изрезанный бухтами, Севастополь, над которым вставало алое солнце и с криками кружили чайки, радовал взгляд. Правда, долго любоваться видами города не получилось – на палубе уже начиналось построение личного состава корабля.
Пожалуй, стоит немного подробнее рассказать о корабле и его командире. Портом приписки «Ейска» является Новороссийск, но, в настоящее время, он базируется в судоремонтном заводе №13 Севастополя, где проходит его ремонт и модернизация. МПК «Ейск» надежный, побывавший не в одном походе корабль, за кормой которого многие тысячи пройденных морских миль.
Но ему уже четверть века и он нуждается в ремонте. Экипаж «Ейска» состоит из 80 человек, а командует кораблем капитан-лейтенант Андрей Чешков, который пришел на «Ейск» в 2008 году в звании лейтенанта. Это был год, когда корабль впервые посетила делегация ейчан. Алексей Буглак вспоминает, как этот вчерашний выпускник училища дал тогда ему слово встретить через несколько лет очередную нашу делегацию уже в качестве командира корабля.
Так оно и получилось. На сегодня Андрей Чешков один из самых молодых командиров на Черноморском флоте – ему всего 29 лет, но это обстоятельство не мешает членам команды искренне гордиться своим командиром. Вообще, сложилось впечатление, что моряки более сплочены и близки между собой, чем бойцы сухопутных войск. Видимо, на корабле, которой надолго уходит в открытое море, по-другому и нельзя.
Кстати, не случайно называю все время «Ейск» кораблем – моряки категорически не приемлют слово судно. Не говорят они и «плавать» - только ходить. Не встретите вы на корабле и привычных спален, кухни, туалета – кубрик, камбуз, гальюн…
Но вот наступает момент вручения почетных грамот и подарков. По этому случаю, Алексей Григорьевич Буглак надел военно-морскую форму.
Чувствуется, что на судне он ощущает себя в родной стихии, благо 25 лет отдал службе на атомном подводном флоте в Заполярье, а моряки бывшими не бывают, даже в отставке. Получить награды из рук такого бывалого морского волка офицерам, мичманам и матросам «Ейска» было особенно приятно.
Не лишними стали и выпечка, фрукты, мед, сувениры, которые мы привезли с собой. А моечная установка «Керхер», подаренная морякам для уборки судна вызвала у моряков настоящее восхищение – с техникой драить палубу приятнее, чем вручную!
- Когда к нам на корабль приезжают гости из Ейска, экипажи других кораблей немного завидуют, - смеясь, говорит командир, глядя на довольные лица моряков. – Их таким вниманием и подарками не балуют…
Но вот, вручены грамоты от Михаила Тимофеева и Валерия Кулькова, наиболее достойным из черноморцев, сделана памятная групповая фотография на юте корабля. После завтрака мы тепло прощаемся с моряками (неловко было отвлекать их от работ) дав обещание обязательно приехать к ним снова. Впереди нас ожидает знакомство с Севастополем, его памятниками, набережными, местами боевой славы.
Алексей Григорьевич вызвался быть нашим гидом – он учился в Севастополе и знаком с городом не понаслышке. Первая наша остановка Малахов курган. Сегодня, этот покрытый деревьями и цветами холм, возвышающийся над Севастопольской бухтой, превратился в одно из излюбленных мест отдыха горожан. Глядя с его вершины на море и город, даже сложно представить, что во время Крымской войны 1855 года здесь шли кровопролитные бои, свистели пролетающие ядра, гремели над редутами взрывы и тревожная барабанная дробь. (на фото: вид с Малахова кургана).
На вершине кургана мы набираем первую горсть земли. Площадь Нахимова и Графская пристань. Места, так же овеянные славой Российского флота. Они помнят многих знаменитых русских флотоводцев минувших веков. Сюда, после Синопского сражения 1853 года, в котором наша эскадра разгромила огромную турецкую армаду, прибыл вице-адмирал Нахимов – его памятник возвышается в центре площади (на фото), а прах адмирала покоится в местном соборе. По каменным плитам набережной проходил молодой лейтенант Шмидт, отправляясь на борт восставшего крейсера «Очаков»…
Чуть поодаль от площади Нахимова, раскинулся нарядный Приморский бульвар, с которого открывается прекрасный вид на бухту, морской вокзал, Михайловский форт и величественный памятник затопленным кораблям, сооруженный на скалистом островке.
(на фото)
Неизгладимое впечатление оставляет о себе Севастополь. Правда, заметно, что период украинского прошлого, сказался на нем не самым лучшим образом. Многие старинные здания обветшали и требуют ремонта, причем значительного и срочного. Не особенно радуют взор и ютящиеся по склонам горы хибары в районе вокзала, которые, по меткому выражению нашего водителя, стоят здесь «со времен Очакова и покоренья Крыма».
Но, вместе с тем, видно, что город, как и другие города и села Крыма, постепенно преображается. Очень интересно будет побывать здесь через несколько лет. Выезжая из Севастополя, мы посетили и знаменитую Сапун – гору, где шли ожесточенные бои Великой Отечественной войны. Здесь мы любуемся сказочной панорамой Крымских гор, тонущих в легкой туманной дымке, и набираем еще одну горсть земли. Впереди нас ждет Керчь.
Крымское «пленение».
Казалось, природа специально задалась целью задержать наше возвращение домой. Не успели проехать Бахчисарай, где мы запаслись свежими татарскими лепешками, как снова пошел снег. Сначала небольшой. Но после того как мы миновали Симферополь – на этот раз оживленный и шумный, он перешел в настоящий буран.
То и дело, на дороге попадались выехавшие в кювет машины, навевая грустные мысли, но мы продолжали движение. Уже затемно въезжаем по Кимерийскому шоссе в древнюю Керчь – вотчину знаменитого царя Митридата. Но тут выясняется, что паромная переправа закрыта из-за шторма. Мы в плену. Двое суток длится томительное ожидание у моря погоды.
Холодно, голодно, тоскливо. Зато, поднимаемся на вершину высокой каменистой горы Митридат и набираем третью горсть земли – Керчь, тоже город-герой недаром получивший золотую звезду. А заодно, осматриваем руины древнего античного города Пантикапей (Рыбный путь). Этому греческому полису, знакомому каждому из нас еще с уроков истории, более двух с половиной тысяч лет. В целом, Керчь не показалась очень привлекательным местом.
Во всяком случае, после красавца Севастополя ее типовые пятиэтажки смотрелись скромно и безлико. Хотя, конечно, встречались красивые парки и здания. Пообщались с жителями города: интересно было узнать – как они относятся к возвращению Крыма в состав России? Большинство искренне радо, правда встречались и те, кто жаловался на рост цен. Сами имели возможность в этом убедиться – банка керченских бычков в томате стоит в Керчи 50 рублей!
– Вот, у нас теперь апельсины по сто рублей стали, - бурчит пожилой мужчина. – А у вас, на «материке», я слыхал по десять… Спешим уверить его, что цены у нас такие же. – Ну, тогда еще ладно, - немного смягчается крымчанин. – Потерпим. А в целом, очень рад, что мы снова часть России.
По счастью, все когда-то заканчивается. Так унялся и шторм в Керченском проливе – видимо, Посейдон сменил гнев на милость, и паромная переправа ожила. Заработали мощные двигатели «Ионаса» (на фото), измученные долгим ожиданием пассажиры начали подниматься на борт.
За дни шторма в порту скопились тысячи человек, сотни машин. Нам еще повезло – стояли в начале огромной очереди, а для многих наших товарищей по несчастью места на пароме не хватило… Жизненно необходим Крыму мост через пролив! И крымчане ждут его открытия с огромным нетерпением. Самое обидное было видеть близкий Кубанский берег, до которого от Порта Крым всего 6 километров и не иметь возможности до него добраться. И вот, полчаса плавания остаются позади, и мы оказываемся почти дома.
Мелькают за окнами Темрюк, Тимашевск, Брюховецкая… и вот, вдалеке появляется милый Ейск. Никогда так не радовался возвращению! И, все же, уже начинаю скучать по горам и бухтам Крыма. Когда-нибудь, обязательно приеду сюда снова, и не зимой, а летом. Хочется побродить по набережным и бульварам Севастополя, неспешно пройтись по тенистым аллеям Воронцовского и Левадийского парков, Никитского ботанического сада, посмотреть на могучую генуэзскую крепость в Судаке, окунуться в ласковые прозрачные воды Черного моря…
Возможно, у читателей возник вопрос – как мы распорядились с привезенной из поездки землей? По этому поводу у нас появилась замечательная идея, но в чем она заключается, я расскажу в следующий раз.
|