За то ли кровь казаки проливали?!
Церковный раскол в Абхазии
После развёрнутой Михаилом Саакашвили авантюры, вошедшей в историю как «война 08.08.08», Абхазия, вслед за Южной Осетией, объявила о своей независимости. Москва, движимая основным принципам международного права, поспешила признать перед мировым сообществом новорожденное государство, чем, по сути, гарантировала неприкосновенность ее территории.
Но в этом дипломатическом поединке Россия оказалась практически в одиночестве, ее не поддержали даже государства, на которые, казалось бы, можно положиться как на союзников. Россия достойно отстояла право народа Абхазии на самоопределение. Демократические основы, прописанные уставом ООН и так явно защищаемые мировым сообществом на трибуне, а нарушаемые им на деле, были соблюдены.
Казалось бы, в лице Абхазии Москва приобрела надежного союзника. Но теплота вспыхнувшей дружбы, со временем, как оказывается, может охладится. Да и народное единение, окрепшее в пылу борьбы за свободу, со временем охлаждается внутренними разладами, и рискует вновь потерять ее. А виной тому, как правило, корысть и тщеславие.
В последнее время в официальной политике Сухума всё явственнее чувствуется антироссийский характер. И, что самое важное, это может летально ослабить молодую Абхазию, разделить ее и развалить изнутри. То, чего так долго добивался народ Абхазии, может исчезнуть вмиг.
В первую очередь это проявилось в поддержке со стороны светских властей группы священников Абхазской православной церкви, которая взяла курс на провозглашение автокефалии. Но, как свидетельствует история, сепаратизм церковный непременно ведёт к сепаратизму этническому.
Поверхностный взгляд не позволяет оценить всю серьезность подобных действий, однако, если всмотреться глубже, становятся очевидными все их негативные последствия.
Группа абхазских священнослужителей во главе с о. Дорофеем (Дбар) и о. Андреем (Ампар) взяли курс на создание самостоятельной Абхазской православной церкви, а президент республики Александр Анкваб прямо или косвенно поддерживает их в этом устремлении, провоцируя, по сути, антироссийские настроения, и опосредованно способствуя распространению в новорождённой стране исламской идеологии в первую очередь салафитского толка.
Исторически сложилось, что Абхазская епархия состояла в окормлении Грузинской православной церкви. Во время абхазо-грузинской войны 1992-1992 годов священники-грузины, служившие в храмах Абхазии, поддержали официальный Тбилиси, вследствие чего по окончании боевых действий им пришлось уехать. А Абхазскую церковь возглавил отец Виссарион (Аплиаа), который во время войны положительно зарекомендовал себя как священник.
По окончании войны абхазские христиане не желали признавать грузинскую подчинённость, и встал вопрос о переходе в лоно Русской Православной церкви. Но границы епархий пересмотру не подлежат – так повелось издревле. К тому же Россия в течение некоторого времени старалась воздержаться от шагов, которые могли бы привести к обострению обстановки в регионе.
Таким образом, отец Виссарион оказался в двойственном положении, особенно если учесть, что в своё время он был рукоположён тбилисским католикосом. Поэтому сейчас он вынужден не только поддерживать связи с Тбилиси, но и поминать в своих молитвах католикоса Илию II.
Вполне понятно, что простым прихожанам, которых, по большому счёту, не волнуют высшие политические соображения, такое положение дел никак не устраивает. Сложилась ситуация, при которой подчинённость Тбилисской церкви, прихожан раздражает, а Русская церковь, к которой они потянулись, их не принимает. Недовольство паствы своим пастырем нарастает.
С отъездом священников грузинов обозначилась новая проблема - нехватка кадров. О. Виссарион, который ещё с 1992 года начал плотно контактировать с Русской православной церковью, направил в Москву на учёбу несколько молодых священников.
Среди них оказались два клирика, которые в данный момент и проводят целенаправленную работу по расколу Абхазской православной церкви. Это священники Дорофей (Дбар) и Андрей (Ампар). По окончании учёбы молодых выпускников Московской духовной академии, отцов Дорофея и Андрея, рукоположили для служения на территории Абхазии. В частности, отец Дорофей стал настоятелем очень прибыльного Ново-Афонского Симоно-Кананитского мужского монастыря.
Ново-Афонский монастырь основан в 1875 году. И до 17-го года являлся одним из главнейших христианских духовных центров Кавказа. Сегодня этот прекрасный комплекс является местом паломничества верующих, сюда направляется великое множество туристов.
По всей видимости, именно эти доходы и вскружили голову святым отцам. Деньги, как известно многих с пути праведного сбивали. В сложившихся шатких политических условиях, устойчивый источник немалых прибылей отцам захотелось придержать при себе. Появились мысли воспользоваться недовольством народа несостоятельностью Виссариона, и прибрать всю духовную власть к своим рукам. И вот уже вокруг Ново-Афонского монастыря появляется охрана отнюдь не смиренного вида – для обеспечения его безопасности нанимают крепких парней не только с сомнительным, но и откровенно криминальным прошлым.
При Новоафонском монастыре они открыли духовное училище для воспитания молодых кадров. Если учитывать стремление Дорофея и Андрея к автокефальной Абхазской церкви, не вызывает сомнения, в каком духе воспитываются в училище юноши. При монастыре открыта Регентская школа для девушек, из воспитанниц её сформирован духовный хор, который выступал с гастролями в России и за рубежом. Отец Дорофей организовал издательство, которое выпускало светскую и духовную литературу, в том числе и Библию для детей на абхазском языке, фотоальбомы, компакт-диски с духовным песнопением, сувенирную продукцию.
У священников Дорофея и Андрея сложился весьма удачный для задуманного ими раскола тандем. Дорофей более теоретик, знает несколько иностранных языков, подолгу проживает за границей, где встречается с влиятельными клириками, его хорошо знают в Константинопольском патриархате, где возведён в сан архимандрита.Он активно выступает в СМИ. Другими словами, он проводит активную и грамотную пропагандистскую кампанию. Ну а отец Андрей более практик, непосредственно руководит Новоафонским монастырём, который стал идеологическим центром православных раскольников Абхазии.
Вот они вдвоём и решили, что при достижении задуманного, они же и возглавят автокефальную Абхазскую православную церковь. На такие шаги не решаются, не заручившись поддержкой со стороны светских властей. Деятельность молодых абхазских клириков поддерживают президент республики Александр Анкваб и министр обороны Мераб Кишмария. Формально эти политики соблюдают нейтралитет, однако, постоянные контакты с клириками-сепаратистами ни для кого не являются секретом. Да и материальная поддержка раскольников со стороны государства говорит сама за себя.
Известно также и то, что часть местной финансовой элиты ориентирована на Запад, а потому ей также выгодно охлаждение российско-абхазских отношений. Им-то, местным олигархам, соблюдение их личных интересов гарантировано. Так почему бы и не поддержать автокефалию Церкви, коль это может принести реальную прибыль?
Ситуацию усугубили ещё два обстоятельства.
Осознав, к чему ведёт деятельность выпестованных им молодых клириков, отец Виссарион попытался противостоять им, и обратился за помощью в Москву. Это решение только подлило масла в разгорающийся огонь сепаратизма. 15 мая 2011 года на «церковно-народном собрании» в Новоафонском монастыре, на котором присутствовало 1116 клириков и мирян, а также представители парламента и общественных организаций Абхазии, был «создан Совет Абхазской митрополии, который будет являться действующим органом управления Священной митрополии Абхазии с кафедрой в Новом Афоне, до решения канонического статуса Православной Церкви в Абхазии и образования полноценных институтов её управления». Председателем Совета Абхазской митрополии и кандидатом в епископы митрополии был избран архимандрит Дорофей.
В феврале 2011 года кабинет министров Абхазии принял решение о передаче в безвозмездное пользование АПЦ 38 храмов, в том числе и всего комплекса Ново-Афонского монастыря. Соответственно, духовенство стало крупнейшим в республике землепользователем. В результате данного решения, деятельность сепаратистов получила материальное обеспечение. Соответственно, руководство новорождённой республики открыто поддерживает сепаратизм своей церкви.
Вокруг крохотной Абхазии, вокруг попыток местных церковных младореформаторов внести раскол в Абхазскую православную церковь разгорелись нешуточные страсти. Порой очень непросто разобраться в хитросплетении ходов и причинно-следственных связей, в центре которых оказался рассматриваемый конфликт. В него в той или иной степени оказались втянуты и патриархия Московская, и католикос Тбилисский, и патриарх Константинопольский, и нунций Папы Римского, и клирики абхазские – как сторонники раскола, так и противники его, и светские власти.
И всё ради одного: в союзе с кем станет строить своё будущее Абхазия. Осознают ли этот факт «святые отцы» Дорофей и Андрей, трудно сказать. Впрочем, люди они очень даже неглупые, не могут не понимать. Откол от традиционных связей с Русской Православной церковью неизбежно повлечёт АПЦ на Запад – иначе просто случиться не может, коль идеологи сепаратизма строят свою политику именно на антироссийской основе. А судя по той поддержке, которую оказывают власти Абхазии церковным раскольникам, на тот же курс нацеливаются и высокопоставленные политики Сухума.
Радетель за независимость Абхазской церкви о. Дорофей за счёт поступающих с родины доходов вполне комфортно проживает на Западе. Его сподвижник о. Андрей руководит расколом непосредственно в Новом Афоне.
Как показывает практика в подобных случаях, власть и деньги имущие играют в свои игры, а расплачивается за подобные игры простой люд.
Остаётся полагать, что президент Александр Анкваб осознает всю пагубность пути, по которому он повёл свой народ.
|