Латыпов Р.Ф.,
Уфа
ЭНЕРГИЮ КАЗАЧЕСТВА - ВОЗРОЖДЕНИЮ РОССИИ!
Казачество России прошло долгий путь развития начиная с середины XVI в. Казакам, находившимся на военной службе Московского государства, вменялась в обязанность разведывательная и сторожевая служба на южных границах, за что они получали право пользоваться землей.
Казачество многонационально по своему составу. Так, среди 1400 тыс. казаков Дона, кроме русских, украинцев, белорусов, значилось 32 тыс. казаков других национальностей: калмыков (проживали по реке Сал), осетин, черкесов, кабардинцев, бурят, татар, якутов и т.д. Применительно к нашей Республике Башкортостан - конечно же, нужно назвать башкир!
Социальная психология казачества, их быт, моральные нормы, традиции, формировались в течение нескольких веков. До октября 1917 г. казачество владело 63 млн. десятин земли.
После принятия декрета ВЦИК и СНК от 11 ноября 1917 г. об уничтожении сословий в течение пяти лет казачьи войска были ликвидированы. Процесс этот протекал в крайне острой форме и с тяжелыми последствиями. Октябрь и гражданская война раскололи казачество. Часть казаков оказалась в белой армии, однако далеко не все они перешли на ее сторону. Так, анализ состава деникинской армии показывает, что если к началу своего формирования она состояла на 60—80% из казаков, то к концу войны в ее рядах их уже оставалось 15—20%.
Казаки поддерживали активно и лозунг «Вся власть Советам!» К весне 1918 г. в Семипалатинской области из 75 станиц Советы были созданы в 25. На территории Сибирского казачества Советы также действовали в 25% станиц.
Неверная идеологическая установка Центра, оформившаяся в последующем в специальную директиву в отношении российского казачества (авторы Л.Троцкий и Я.Свердлов), сыграла трагическую роль в судьбах российских казаков. В первую очередь заметный урон был нанесен проводимой политикой «расказачивания» (разрушение веками складывавшихся традиций, расправы, принудительное лишение земель, устранение представительства в низших и высших органах власти, разрушение казачьих станиц).
Все эти акции не могли не нанести и заметного ущерба генофонду казачества, не вызвать открытого сопротивления.
Особенно тяжелым оказался второй этап упрочения Советов (с 1920 г.), сопровождавшийся беспощадными и жесточайшими мерами «по устранению контрреволюционных настроений». По приказу Г.Орджоникидзе на Тереке были сожжены до десятка станиц, а 70 тыс. казаков обречены на депортацию на север и в другие районы страны. Сожжению подвергались и станицы Кубани. Только в Терском войске ущерб, причиненный казачеству, составил более 200 млн. руб. Никто не занимался вопросами возмещения этого ущерба.
Заметно сказалась на жизни казаков персонифицированная политика — на местах в этом деле «преуспели» Г.Орджоникидзе, Ш.Голощекин, И.Ружейников, А.Микоян, позже Л.Каганович. По их указанию ссылки, депортации следовали одна за другой.
И так продолжалось до 1924 г., когда открыто было признано, что проводимая политика по отношению к казачеству — ошибочная. Апрельский (1925 г.) Пленум ЦК ВКП(б) разработал меры по вовлечению казачества в социалистическое строительство, восстановлению казаков в гражданских правах. Однако лозунг — относиться к казачеству как контрреволюционной массе — оказался весьма живучим.
Мало что положительного внесли в жизнь казачества России 30-е годы. Подпавшие под статус кулаков казаки вновь претерпели переселение, ссылки и т.д. Этот этап репрессий против казаче-ства протекал уже под маркой раскулачивания. При этом только одна принадлежность к казачеству была достаточным аргументом для арестов и депортаций. За два года (1930—1931 гг.) было арестовано и депортировано более 300 тыс. казаков из разных регионов страны, в основном из Северо-Кавказского края (170 тыс. чел. — кулаки и середняки), из Уральской области и других бывших казачьих территорий. Казаки Сибири и Дальнего Востока к этому времени либо уже бежали в Китай (более 30 тыс. чел.), либо растворились в крестьянской массе.
Практически полностью был разрушен и социально-экономический уклад жизни казачества. Новым своеобразным этапом возрождения казачества явились годы предвоенного времени и войны (1941—1945 гг.), когда на защиту Родины наряду с другими были призваны и казаки, еще сохранившие навыки военной службы. Об этом свидетельствует нижеследующий документ, дошедший до нас с тех времен: Однако после войны заслуги казаков были забыты.
Как известно, после гражданской войны остатки деникинской армии, а затем и врангелевской из Крыма перебрались в Европу. Многие из казаков поселились во Франции, Испании, Югославии, Чехословакии.
Из этих контингентов в значительной мере происходило и формирование казачьих военных соединений в логове фашизма в годы войны 1941—1945 гг. По данным военной разведки «Смерш», направляемым на имя Л.Берии в мае 1945 г., на территории Австрии англичанами были переданы советскому командованию 20 руководителей белоказачества (военачальников), проводивших активную работу против Красной Армии через Главное управление казачьих войск, которое занималось вербовкой казаков, направляя их затем в Северную Италию в распоряжение походного Казачьего стана.
Казачеству было обещано восстановление их прав. По данным «Смерша», общая численность казаков в Австрии войск Донского, Кубанского, Терского составила около 11 000 чел.
Документ
Постановление
Центрального Исполнительного Комитета
Союза Советских Социалистических Республик
20 апреля 1936 г.
О снятии с казачества ограничений по службе в РККА Учитывая преданность казачества советской власти, а также стремление широких масс советского казачества, наравне со всеми трудящимися Советского Союза, активным образом включиться в дело обороны страны — Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
Отменить для казачества все ранее существовавшие ограничения в отношении их службы в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии, кроме лишенных прав по суду.
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М.Калинин И.о. секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР И.Уншлихт
Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР М.Калинин
И.о. секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР И.Уншлихт
Москва, Кремль
(Правда, 1936, 21 апреля)
Еще в декабре 1944 г. Главное управление казачьих войск перешло в подчинение Гиммлера. Требование Гиммлера — всесторонне использовать казаков в борьбе с Красной Армией. Главное управление казаков было переведено из Берлина в Северную Италию. Однако планы Гиммлера, как теперь уже известно, осуществить не удалось, так как Северная Италия была занята войсками союзников. 5 мая 1945 г. походный Казачий стан перебрался в Австрию. В конце мая казаки были переданы командированию Красной Армии.
Судьба их сложилась трагически.
В 90-е годы вновь заговорили о возрождении казачества и особенно после принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов» (от 26 апреля 1991 г.).
Сегодня казачество объединено в две общественные общероссийские организации — Союз казаков и Союз казачьих Войск России (Войск — по названию земель, а не военных формирований), имеющих близкие по задачам уставы и ведущих скоординированную деятельность по культурно-экономическому возрождению казачества, восстановлению демократических основ самоуправления, традиционных форм ведения сельского хозяйства на базе коллективно-долевой формы собственности на землю, возрождению традиций воинской службы, культуры и образования.
Особый интерес в развитии казачьего движения сегодня представляет вопрос о поддержке различными слоями общества этого движения. Обобщающих данных по этому вопросу не имеется. Однако, например, в Ростовской области до 40% депутатов местных Советов (Багаевский, Шолоховский районы, Белая Калитва), по данным на 1992 г., поддерживают движение. А в Донецке депутатская поддержка абсолютная. В движение входят сторонники «Республиканской партии России», ОФТ России.
Однако, как и для всех движений, для казачества характерны и конфронтационность, и стремление к власти, и появление националистических настроений.
Несмотря на это, за короткий отрезок времени движение за возрождение казачества стало массовым и продолжает нарастать, и с этим нельзя не соглашаться. Расширение его границ — свидетельство и широкой социальной базы. И в этой ситуации крайне важно, чтобы казачье движение нашло свое достойное место в решении конкретных социальных проблем.
Надо учитывать и тот факт, что уже сегодня движение за возрождение казачества среди всех политических и политизированных групп несравненно выше как по количественным параметрам, так и по степени воздействия на массы.
Трудности в процессе становления возрождающегося казачества вполне преодолимы. Это факт. Движению нужна всесторонняя поддержка как со стороны Центра, так и на местах.
В связи с реализацией принятого закона возникло немало проблем, требующих своего решения. В новых условиях казачество должно строить свою политику, свои взаимоотношения с народами так, чтобы исключить из обращения «силовые» методы. Поэтому особый оттенок приобретает первоочередная проблема развития связей между властью и казачеством, между представительными органами и казаками.
Сразу же следует отметить, что живучесть идеи о том, что якобы казачество на всех этапах советской государственности выступало против Советов, не всегда подтверждается действительным ходом развития событий уже после 1918 г. Там, где Советы строили свою политику разумно, там и казачество активно поддерживало Советы.
Советы как органы власти начиная с 20-х годов становились выразителями интересов и казачьей массы, и не случайно Советы приобретали название Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов.
Определялась в этой связи и их юридическая сторона через принятие особых государственных актов и в первую очередь — декрет СНК о строительстве Советов в казачьих областях (25 марта 1920 г.).
Затем декрет был детализирован в постановлении Президиума ВЦИК об образовании казачьих секций в областных и губернских исполкомах. Эта мера предпринималась в связи с необходимостью приблизить казачество к Советам. В постановлении, в частности, указывалось: «Принимая во внимание ряд бытовых особенностей и условий казачьей жизни и для усиленной работы среди казачества, которое идейно еще не сжилось со строительством Советской власти, образуются казачьи секции из членов областных (губернских) исполкомов».
Одним словом, правительство предпринимало, с одной стороны, попытку усиления контактов с казачеством, а с другой — проводило и репрессивную политику по отношению к нему.
К концу 20-х годов казачество как бы растворилось в общей крестьянской массе, хотя его традиции и сохранялись.
Что касается возрождающегося казачества России, то в районах его компактного проживания необходимо строить политику не на пути разрыва отношений казаков (атаманской управы) с представительными органами, а на пути широкого использования опыта их работы, консолидации всех усилий на возрождение России, в том числе и районов казачества.
Однако в тех районах, где нагнетается обстановка, решение вопроса о власти протекает в заметно конфронтационных отношениях. Все это не может не отвлекать огромные силы от решения первостепенных задач по приумножению экономического потенциала страны, воспитанию подрастающего поколения, организации борьбы с расхитителями народного имущества и др. Многие из преобразований носят пока словесный характер.
Возродить лучшие традиции
Жизнь полна неожиданных поворотов, в том числе и в казачьем движении. Это вызывает необходимость разработки программ возрождения казачества не только применительно к Кубани, Дону, но и к каждому району компактного проживания казаков России.
Именно в этих документах должны быть учтены все особенности районов. Пока же дело ограничивается лозунгами. Например, в «Черноморской станице» казаки только лишь намечают на первый взгляд неотложные меры, однако выполнение принятых решений осуществлять некому. Так, в казачестве одной из задач определена борьба за установление правопорядка, надо полагать не только на территории Анапского рынка, а и в других пунктах сосредоточения отдыхающих. Что же на практике? Лозунг содержательный, и здесь следовало бы казачеству Анапы проявить максимум упорства, обратив при этом, например, внимание и на торговлю билетами, их перепродажу спекулятивными элементами у касс автодорожного, железнодорожного и аэровокзала. Пока же наведение порядка в этой сфере остается благим пожеланием.
Не менее остро стоит и проблема охраны государственного имущества, и особенно в период летней и осенней уборки урожая. Одним словом, казачество имеет широкое поле для применения своих усилий в сфере установления пошатнувшегося правопорядка.
Переход к новым рыночным отношениям протекает повсеместно сложно. Отрицательно это сказывается не только на жизни самого населения, но и на облике станиц, поселков в районах компактного проживания казачества.
Приходят в запустение во многих станицах клубы, кинотеатры, дома культуры. Нет средств на их содержание. Так, в аварийном состоянии Дом культуры в станице Старотитаровской, в пос. Волна Темрюкского района. Не в лучшем состоянии находится в станицах быт, транспорт, торговля. Бывшие совхозы, ставшие частными фирмами, их руководство не занимаются решением этих и многих других проблем.
В ряду проблем для казачьих районов юга России (Дон и Северный Кавказ) злободневным остается вопрос взаимоотношений между казачеством и другими проживающими рядом народами. 10 лет тому назад казалось, что все вопросы в сфере отношений были относительно решенными, однако теперь они обострились с новой силой. От исхода их решения зависят судьбы многих людей.
В условиях демократизации общества многие из проживающих совместно с казачеством народов не только обособились, но и перешли в новый статус своей государственности. Примером чему может служить Адыгейская автономная область, входившая ранее в состав Краснодарского края и ставшая самостоятельной республикой.
Давние связи адыгейцев с кубанскими казаками имеют прочную основу. Нельзя в связи с этим не согласиться с мнением главы администрации Кошехабльского района Республики Адыгея, что «переход автономной области в новый статус не мог означать и не означает сегодня возведение стены между адыгейцами и проживавшими по соседству казаками».
В новой ситуации немаловажное значение представляет углубляющаяся интеграция экономики, связь между районами, взаимопомощь. «Это сделано не нами, это осталось нам в наследство от наших отцов, так почему же не хранить полезное, ценное», — говорят мыслящие трезво люди.
Однако не повсюду именно в таком направлении складываются межнациональные связи, отношения казачества с проживающими по соседству народами. Там, где курс взят на обособленность, где амбиции превалируют, где имеет место национальный психоз, события приобретают деструктивный характер.
Несомненно, что уклад жизни казачества базировался на двух основах: несение воинской службы в сочетании с правом владения землей. Второе находилось в прямой зависимости от первого. За службу предоставлялось право владения землей по установленным нормам.
Появившиеся новые юридические акты — Указ Президента «О возрождении казачества», постановление Верховного Совета Российской Федерации «О реабилитации и возрождении казачества», разумеется, не содержат всех атрибутов землеустройства районов проживания казачества. В то же время такой фактор как сохранение земли, пресечение всякого разбазаривания ее усиливает возможность стабилизации всей обстановки.
Сегодня очевидно, что должны быть восстановлены и соблюдены законные права казаков, сохранена и развита их самобытная культура, обеспечено постоянное и справедливое представление их интересов в центральных и местных органах власти. Все это будет противостоять мутной волне национализма, уже захлестнувшей одни и грозящей захлестнуть другие народы.
Казачество должно сыграть позитивную роль в деле налаживания многонациональных связей между народами, гармонизации межнациональных отношений, в укреплении российской государственности на совершенно новой основе.
Оно возрождается в первую очередь для того, чтобы воскресить забытые традиции дедов и отцов, поднять заброшенную российскую деревню, решить вопросы традиционного землепользования и хозяйственной деятельности, приумножить экономический потенциал возрождающейся России.
|