НЕТИХИЙ ДОН: Донецк проснулся
Пару дней назад довелось общаться со старым товарищем. И он сказал: «Пружина истории сжимается: четверть века ждать уже никто не будет...» Наблюдая новую волну Русской весны на Юго-Востоке, хочется в это верить.
Днём в воскресенье начали поступать известия о том, что протестующими против киевской хунты заняты облгосадминистрации и управления СБУ в Донецке и Луганске, чуть позже пришло об этом сообщение из Харькова, на очереди – Одесса, Николаев и Херсон.
Казалось бы, к концу марта русское движение пошло на спад. Но, не зря же сказано, что внешность – обманчива: очень часто внешнее спокойствие отнюдь не соответствует бурным внутренним процессам. И, как показывает практика, способных обратить на это внимание часто не находится: внешне красивое, но малосодержательное явление привлекает к себе всех и вся, а вот увидеть что-то важное и неказистое большинство из нас увидеть может тогда, когда надо было бы смотреть раньше.
Протест Юго-Востока рос. Некрасиво, тяжело, со всеми «детcкими болезнями», но он рос. Растёт и сейчас. Только уже вышел на новый уровень. Раньше он держался вокруг харизматичных лидеров, сейчас всё больше придерживается дресс-кода «casual»: стали власти выбивать «буйных» – на смену им пришли «тихие и неизлечимые». С этими бороться куда труднее, а в случае чего они и «буйных» вызволить смогут, как в Луганске.
Сегодня люди понимают, что надеяться на сугубо конституционное разрешение своих проблем не стоит. Тем более что киевская власть и сама пришла в высокие кабинеты, мягко говоря, не совсем праведным путём.
В Донецке всё началось с традиционного многотысячного воскресного митинга, переросшего в шествие по улице Артёма. Потом его участниками была взята облгосадминистрация. Силовики решили не оказывать сопротивление, а часть из них открыто перешла на сторону восставших: недовольство сотрудников МВД нынешней властью очень велико, оно постоянно нарастало и искало выхода.
Кроме того, милиция всегда комплектуется из числа местных: присяга – присягой, а со своими ссориться тоже нельзя. Фактически на протяжении марта шёл тихий саботаж распоряжений из Киева: если кого-то и ловили из участников протестов, то сразу же отпускали, если кого-то и искали, то это были далеко не первостепенные фигуры.
Центральная власть ещё может треснуть кулаком по столу и пригрозить казнями египетскими, и даже поиграть мускулами. Но, когда восстали сразу три региона, и их число увеличивается, то здесь куда уместнее вспомнить французского короля Людовика XVI. Того самого, которому отсекли голову на гильотине: он мог бы избежать столь печальной участи, если бы прислушался к словам придворных о том, что это не бунт, а революция. Так и здесь: киевские «еврореволюционеры» разожгли своими же руками русскую революцию в Донбассе и на Слобожанщине.
Мы привыкли воспринимать революцию как нечто монументальное. Наверное, нас к этому приучила соцреалистическая пропаганда вроде «Ленина в октябре».
На самом деле в Донецке всё выглядит куда более приземлённо и, если можно так сказать о революционных делах – душевно и человечно.
Да, возле здания облгосадминистрации много людей в масках, настроенных решительно и несущих всё необходимое для обороны. Но в полусотне метров рядом в сквере – родители с играющимися на детской площадке малышами. Под памятником Шевченко и на бульваре Пушкина – прогуливающиеся парочки, обрадовавшиеся настоящему весеннему солнцу и теплу.
Всё это создаёт ощущение справедливости старой доброй истины о том, что народ мудрее своих правителей, и он им ещё укажет их место. По крайней мере, очень хочется в это верить...
|