Юрий Алексеев,
Атаман УГКО Уфимская Казачья Рада.
РОМАН О КАЗАЧЬЕМ ВОЗРОЖДЕНИИ: «КАК ВЧЕРА БЫЛО»…

Как человек, уже не первый год замещающий должность казачьего атамана, я особенно чуток к художественным произведениям, в которых речь идёт о возрождении казачества, начавшегося в конце 1980-х годов. А как большой друг писателя А.Леонидова – я читаю все его произведения, не только окончательные версии, но часто и черновые, которые выходят у него из-под пера, и так органично вплетаются в общение: «а я вот тут эскиз написал один, глянь…».
Что касается романа «Терновая Серенада», то скажу честно (и пусть А.Леонидов не обижается): первая, исходная версия мне нравилась больше, когда она ещё называлась «Дом на камне». В прицеле авторского внимания – формирование казачьего батальона в абстрактном уральском городе (в котором, однако, узнаёшь Уфу) – со всеми ключевыми и забавными деталями того смутного времени. Из гнуси и трясины «перестроечной» демагогии постепенно выкристаллизовывается общность людей, сделавших для себя выбор чести.
Это и описывалось подробно в «Доме на камне». Тем более, что даже географически можно узнать вполне реальные места – именно там всё это и было. Вот, например, уфимский Симеоновский храм, который Леонидов в 1990-м году и посещал школьником, впервые познакомившись с казачьими активистами.

Воспоминания о юности, кружащие голову, видимо, поспособствовали тому, что в окончательном варианте романа (опубликованным популярным сетевым издательством «Книжный Ларёк») стало гораздо меньше сцен и эпизодов о батальоне, но при этом – куда больше романтических похождений школьных парочек. Не знаю, может быть Леонидов таким образом пережил вторую юность – но из «Дома на Камне» получилась «Терновая Серенада», и этим всё сказано. Причем не мной, а самим Леонидовым…
Тем не менее, роман остался казачьим и о возрождении казачества – пусть и в несколько усеченном виде. Казачество в нём – подано в очень интересном виде: как МЕЧТА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ЖИВЫХ. Вокруг – какие-то жуткие полуразложившиеся выродки, и ЖИВЫЕ – в силу живости ума и характера – тянутся к казачьим мундирам. Именно поэтому казачество предстаёт не как этнографический феномен, и не как воспоминание о прошлом – а как шанс на будущее. Причем шанс, данный и тем, кто исторически к казачеству никакого отношения не имеет…, но в душе является воином. Воином за Святую Русь.
Леонидов, как большой художник слова (он мой друг, но не сочтите это за лесть – я действительно так думаю) – ставит в обстановке романтического сюжета - очень непростые творческие вопросы. Он пишет об уходящей советской эпохе, о порче душ, о причине и природе деградации человека, о чести и совести, о Вечной России – которая сгорает и возрождается, подобно древнему Фениксу.
С кем быть «белым» в 1990-м году? Со своими врагами – красными, или с разрушителями Вечной России? Кого выберет казачье сердце – и сердца чудом выжившей дворянской фамилии? И что это такое – «проклятье хамово», как избежать этого тягчайшего несчастья на роду своём?
Роман написан бойким пером. Он заставляет иногда прослезиться – но чаще посмеяться. Самое поразительное – персонажи, настолько живые и самобытные, что, кажется, буквально выпрыгивают со страниц. Ни капли ходульности, натянутости – в естественность поведения всех героев и не-героев искренне веришь…
И хотя я предпочел бы старую версию «на камне» - и новая, с её «серенадами» - рождает определенное очищение души.
Роман о возрождении казачества "Терновая серенада":
http://www.knizhnyj-larek.ru/news/aleksandr-leonidov-ternovaya-serenada/
|